Сибирское
Казачество
06 апреля 2018 Просмотров: 22 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Загрузка...
Размер шрифта: AAAA

Казачество и православие — 06.04.2018

5 апреля 1909 года состоялась церемония освещения иконы Божией матери, именуемой «Отрада и утешение». По этому поводу член Русского монархического собрания В.Пуришкевич написал: «В Николаевских казармах живут две обширные войсковые семьи, 1-й Донской казачий полк и 1-я гренадерская артиллерийская бригада.

Трудно представить себе, какую нужду терпели эти части, удаленные от города, в Храме и как они были счастливы видеть твердое намерение и незамедлительное осуществление своей давнишней мечты. Но значение храма в честь иконы Божией Матери «Отрады и Утешения» этим не ограничивается. На русском народе лежит великий долг: «не забывать и поминать молитвенно тех, кто за него сложил свои головы в борьбе…».

(Из книги А.А. Демина: «Храм-Памятник русской скорби в честь Ватопедской
иконы Божией матери, именуемой «Отрада и утешение», на Ходынском поле в
Москве в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных
долгу и присяге царских слуг, павших за царя и Отечество от руки
злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса
артиллерийской бригаде в Николаевских казармах».)

———————-

В этот день Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие — Тайную вечерю, на которой Иисус Христос установил новозаветное Таинство Святого причащения.
После чего Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам. Затем Он вышел с ними в Гефсиманский сад, где молился, чтобы Его миновала чаша сия (Моление о чаше)… Позже Христос был взят под стражу и Его ожидал суд у Понтия Пилата. ⠀ 
В этот день православные христиане стараются причаститься святых Христовых Таин. Существует народный обычай в Великий (Чистый) Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Но это можно сделать в другое время. Лучше не пропускать службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты. ⠀ 
⠀ 
Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни — от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во гроб. Постарайтесь сходить на эти богослужения Страстной седмицы.

———————-

8 апреля православные верующие встретят праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху. Накануне праздника, в Великую субботу, по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и при поддержке члена Совета Федерации Михаила Афанасова в краевую столицу специальным авиарейсом из Иерусалима привезут Благодатный огонь.

Огонь будет доставлен в ночь с 7 на 8 апреля в Казанский кафедральный собор краевой столицы. Сразу после встречи огня в храме начнется Пасхальное богослужение, которое возглавит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. На официальном сайте епархии будет осуществляться прямая трансляция праздничного богослужения.

В сам праздник 8 апреля в краевой столице состоится традиционный Пасхальный крестный ход. Шествие, которое возглавит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, пройдет от Андреевского собора до Казанского кафедрального собора.

Пасхальный крестный ход всегда сопровождается колокольным звоном и пением пасхальных песнопений в исполнении архиерейского хора и хора Ставропольской духовной семинарии.

В шествии, помимо священнослужителей Ставропольской и Невинномысской епархии, сестер Иоанно-Мариинского женского монастыря, учащихся Ставропольской духовной семинарии и Регентской школы, казаков, активистов православных молодежных движений, могут принять участие все желающие. Начало шествия в 16.00.

Сразу после крестного хода в Казанском кафедральном соборе духовенство епархии во главе с митрополитом Кириллом совершит Великую пасхальную вечерню.

———————-

Эту картину Анатолия Ковалёва на пасхальную тему сегодня можно увидеть в художественной галерее «Образ», расположенной в Старочеркасской.

Сейчас идет последняя неделя Великого поста – Страстная, особенно строгая. В эти дни нельзя использовать для приготовления пищи даже растительное масло. В старину в Старочеркасской одним из главных блюд в эти дни была вареная картошка, к ней хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде. А борщи или супы не заправляли никакими заправками. Такие ограничения в пище соблюдали и казаки, находящиеся вдали от дома, на службе, и даже пребывавшие в госпиталях на лечении.

Особая строгость касалась всевозможных увеселительных мероприятий, гуляний, хождения по гостям. Родители детей не пускали даже на улицу играть.

Когда еще только наступал Великий пост, наши казачки снимали красивые, нарядные занавесы с окон и дверей, скатерти со столов, покрывала с кроватей и тюлевые занавески с подушек. Все это перестирывалось, крахмалилось, выглаживалось и убиралось в комоды до Страстной недели. Взамен использовали простые, темных тонов, занавесы и скатерти.

Пока длился пост, женщины прибирали в куренях и летних кухнях. Белили мелом стены, мыли окна и двери, стены домов, если они были крашеные, или мазали глинкой в коричневый цвет или синькой – в синий. Низы и завалинки куреней обмазывали глиной и белили известкой. Мужчины приводили в порядок после зимы базы, сараи, крыльца домов, поправляли плетни. Начало полевых работ часто приходилось в наших краях на четвертую неделю поста, именуемую Крестопоклонной. С испеченными из теста крестами выезжали в поля, обходили границы наделов, читая молитвы и прося Божией помощи и хороших урожаев.

Чистый четверг в Старочеркасской начинался с купания самых чистых душой – детей и младенцев. Их матери намывали еще до восхода солнца. После детей купались все остальные члены семьи. Этот ритуал, считалось, обеспечивал всем здоровье в течение года.

После купания семьи хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вновь вешала нарядные занавесы на окна и двери, покрывала чистыми красивыми скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «Ангелы летают».

В Чистый четверг казачки пекли куличи-пасочки и красили яйца в луковой шелухе. Опару на молоке для теста ставили с ночи, а рано утром добавляли яйца, сахар, из жиров – смалец или домашнее сливочное масло, изюм. Тесто «укручивали» несколько раз, давая ему подняться 2–3 раза. И только потом начинали выпекать. После остывания под полотенцем верх покрывали белой глазурью – белок, взбитый с сахарной пудрой, – и посыпали крашеным пшеном. Самую высокую и ровную пасху несли на освящение в храм.

И вот наступал канун праздника. Вечером в субботу верующие семьями, в нарядных, новых одеждах, собирались на службу в храме.

С утра в каждом курене праздничные столы ломились от угощений. Обязательно присутствовали мясные блюда и «маринад», который тоже готовили в Чистый четверг. Для этого брали крупную рыбу пожирней, и чтобы поменьше костей, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. Укладывали слоями в кастрюлю, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».

В первый день Пасхи было принято детям ходить к родителям и крестным и поздравлять их с праздником.

Интересно, что не только в Пасхальную неделю, как сейчас, но и целых сорок дней (до самого праздника Вознесения Господня), встречаясь на улице, казаки приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», а в ответ, конечно, слышали: «Воистину воскресе!»

 

Галина СОЛОВЕЙКИНА,
старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника

———————-

Священномученик Василий был пресвитером в г. Анкире, в Галатии.

Жил он в IV в. и много терпел разных скорбей и страданий и от еретиков и от язычников.

Им ператор Юлиан Отступник приказал начальнику в Анкире Фрументану каждый день вырезать из его кожи по семь ремней, так что на теле его почти вся кожа спереди и сзади висела кусками.

Эта казнь была назначена св. Василию за то, что он обличал Юлиана в отступ-ничестве от Христа и предсказал ему скорую погибель. Наконец, все тело мученика пронзили раскаленными железными прутьями, и он тогда скончался.

Последние слова его были: «Иисусе, надежда моя и тихое мое пристанище! Благодарю Тебя, что я скончал течение свое и буду наследником вечного покоя».

Преподобный Исаакий жил в IV в. в царствование императора Валента, который был ревнителем арианского лжеучения. Валент издал указ, чтобы, не щадя ни возраста, ни пола, ни сана, всех принуждать к принятию арианского учения, а противящихся казнить.

В Константинополе все православные церкви были заперты, а иные обращены в конюшни. Услышав о страданиях православных, святой Исаакий из пустыни, где подвизался, пришел в Константинополь и, не страшась опасности, увещевал христиан твердо держаться православного учения. Он желал, чтобы и сам царь вразумился.

Царь отправлялся на войну против готов; св. Исаакий три раза выходил к нему на пути со словами: «Государь, отвори двери церквей православных. Господь благословит твой путь, война будет наказан».

Сначала Валент не обращал внимания на слова святого, а потом, разгневавшись, приказал бросить его в тинистый ров. Но ангел спас святого. Тогда преподобный снова явился к царю со словами: «Послушай, государь: отвори церкви православные, иначе ты погибнешь». Так и случилось: Валент погиб. После этого близ Константинополя устроена была обитель для св. Исаакия, названная по имени преемника его Дал мата — Далматской. Исаакий почил в глубокой старости. Мощи его почивают в церкви Всех Святых в Константинополе. Глава находится в Покровском соборе русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Мученица Дросида сожжена была на костре в Антиохии Сирийской во II в. Мощи ее покоятся в церкви близ Антиохии. 

———————-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *