Сибирское
Казачество
04 декабря 2018 Просмотров: 12 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

4 декабря — День матери-казачки \ С праздником, казачки!

4 декабря - День матери-казачки

4 декабря — День матери-казачки

День казачки празднуется 21 ноября по юлианскому календарю или 4 декабря по григорианскому, он совпадает с христианским праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Согласно Священному Преданию в этот день родители Богородицы, святой Иоаким и святая Анна исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения праведному Иосифу.

Священное предание говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… —

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться, женою». Так по Священному Преданию были созданы первый на земле человек и его жена Ева.

Казаки далекие потомки первого человека; они тоже знали; что «не хорошо человеку быть одному» и умели ценить своих Казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах праведных и греховных. Они никогда не сомневались, чтоих жены — «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода. Однако в истории и в литературе принято, по некоторым весьма шатким указаниям, производить казачьих жен от Турчанок, Гречанок, Черкешенок, Русских, Украинок, Калмычек и т..д. И несмотря на то, что такое мнение опровергается археологией, опровергается историей,  опровергается здравым смыслом, его придерживаются и многие казачьи литераторы. Между тем остатки поселений на казачьей земле уже для времен доисторических свидетельствуют о крепком семейном быте. Он не нарушался ни в Древние эпохи, ни в Средние века. Памятники времен Томаторкани говорят  о нормальной и цветущей жизни семей в приазовской области Касак и у кочевых народов державы. О том же свидетельствуют русские акты XIII — XIV вв. для Среднего Дона. В XVI в. русские акты вспоминают жен Азовских и Белгородских Казаков. Куда же девались девушки-Казачки, приходившие на свет в казaчьиx самьях и возраставшие, как полноправная женская часть казачьего обществе? Была ли нужда искать себе жен на стороне? Среди русских историков нашлись умники, намекавшие, будто бы Казаки уничтожили младенцев женского пола, а жен  себе привозили из далеких походов и «ласковым .обращением с ними приолочивали их к совместному сожительству». Свирепые по отношению к собственным детям, они оказались ласковыми с пленницами. И это говорится о тех самых Казаках, которые избрали себе неизменной покровительницею Вечную Женственность, Пречистую Деву, которые заботу о вдовах и сиротах возвели в социальный институт раньше многих других народов. Легко создаются досужие фантазия, легко начинают им верить бездумные головы. Как, например, могли бойцы привозить себе жен из набега на Царьград, когда в морских походах почти всегда гибла половина чаек, когда борты уцелевших надо было отягощать остатками экипажей с погибших судов, а не размещать в них прекрасных ясырок. Водка и женщины были строго запрещены в походных колоннах. Надо было состоять в боевой готовности, а не «бабиться» и охранять своих будущих жен от поползновений товарищей.

Возможность браков с девушками иного рода отрицать нельзя. Они безусловно случались, но только в виде исключения, а не как общее правило. Казаки и на наших глазах упорно берегли свое племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Всем известно, как Казачки гордились своим происхождением («Не боли болячка — я Казачка!»), как они избегали браков с иногородними, как недружелюбно принимали в станицах чужеродных казачьих жен, с каким предубеждением относились ко всякому чужинцу. Это отчетливо бросалось в глаза. В XVIII ст. А. И. Ригельман писал о Донцах: «Жены их лица круглого и румянного, глаза темные большие, собою плотные черноволосые, к чужестранным неприветливы».

Казачка. Худ. Квашура Г.Т.

 

На Нижнем Дону именно женщины сохранили до наших дней остатки наречия Азовских Казаков, над которым непрочь посмеяться обруселые жители верховых округов и украинизированные Черноморцы, но в котором, как нигде, сохраняется тайна языка казачьих предков, Славян-степняков.

Всем известно также, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости, и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, жена могла добиться поддержки общества и развода. Оберегая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий и сиротский» пай. Обычай не разрешал Казачке идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у Казаков «ясырками».

Пока Казак был на долгой военной службе, его жена вела свое хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в холе своего коня, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень. Иностранец писал; «Дом и особенно стены в казачьем доме содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда». Л.Н. Толстой в повести «Казаки» замечает: «Красота Гребенской Казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни».

Века постоянных боевых тревог выработали в Казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать с оружием в на защиту своих детей, куреней, станиц. И не смотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Воспитанные в героических преданиях родной земли, в эпоху последней борьбы за Старое Поле, за Казачий Присуд (1917-1920 гг.), Казачки проявились бескомпромиссными патриотками. История не сохранит имен всех героических участниц казачьих походов и фронтовых страд, но они будут жить в памяти о сестрах Степного похода Оле Каргиной, Ире Кочетовой, П. Я. Филимоновой, 3. П. Карамышевой, в Татьяне Баркаш, Шеверевой, Дуне Извариной, в Вавочке Грековой, погибшей в бою на Кубани, в Клаве Караичевой, в безымянных Казачках Кривянской, Заплавской, Бесергеневской и Раздорской станиц, с косами и вилами поддержавших своих мужей в дни борьбы за Новочеркасск 14-15 апреля 1918 г., в тех уральских станичницах, мужество которых признал даже автор со стороны враждебной (Фурманов): «Уральцы от старого до малого, даже женщины, защищались до последних сил».

В эти тяжелые моменты борьбы за Казачью Идею, тогда мужское население станиц билось на фронте. Казачки не только вели хозяйство по домам, но одновременно обслуживали и тылы армии: в зимние стужи, в морозы и метели подвозили к фронту патроны, снаряды и продовольствие, увозили обратно раненных и убитых, среди которых часто бывали и близкие им люди.

Известно, какой стоический героизм проявили Казачки в жестокие годы «раскулачивания» и «сплошной коллективизации». В голоде, в холоде, при постоянном гнете бесчеловечной власти они сумели все же возрастить новое крепкое казачье поколение, непримиримое к поработителям, готовое биться с любым союзником против их власти, предпочитавшее смерть в Лиенце новому рабству в СССР.

———————-

С праздником, казачки!

С праздником, казачки!

4 декабря на Ставрополье отмечается День казачки. С праздником жительниц края поздравил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров:

– Эта дата символизирует продолжение вековых традиций нашего края, в истории которого значимое место занимает казачество. От души поздравляю всех женщин – жен и матерей, которые во все времена выполняют важнейшую миссию – рождение и воспитание новых поколений, сохранение духовных ценностей и традиций нашего народа.

Женщины вдохновляют мужчин на ратные подвиги и созидательный труд, хранят уют домашнего очага, щедро делятся с близкими своей мудростью, добротой и любовью. Большое вам за это спасибо! В праздничный день искренне желаю всем женщинам Ставрополья крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия.

———————-

В Волгодонске выбрали победительницу конкурса «Донская казачка»

В Волгодонске выбрали победительницу конкурса «Донская казачка»

В Волгодонске объявлены итоги конкурса красоты с национальным колоритом «Донская казачка».

В уме, красоте и рукоделии соревновались девять старшеклассниц городских школ.

Площадкой для проведения шоу стала Детская театральная школы. За титул боролись конкурсантки от 15 до 18 лет.

Девушкам нужно было предстать перед жюри в традиционных донских костюмах.

Интеллектуальный конкурс включал в себя ряд вопросов об истории и традициях казачества. Также участницы рассказали о своих увлечения и планах на будущее.

Ярко проявили себя все претендентки в кулинарном конкурсе. Умение девушек готовить блюда традиционной казачьей кухни оценили атаман Волгодонского округа Владимир Бардаков, командир городской казачьей дружины Алексей Неополькин, заместител атамана Восточного округа Павел Зинченко и руководителбь организации «Донцы» Ильи Кабанова.

В итоге победу одержала Екатерина Плехова, занявшая треье место, Валерия Курина, ставшая второй и Юлия Михеева, которая удостоилась главного титула — «Донская казачка 2018».

———————

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Когда Марии, единственной дочери престарелых Анны и Акима, сравнялось три года, родители решили, что пришла пора исполнить обет, данный Богу,– посвятить жизнь дочери служению Царю небесному. Марию, как принято было в древней Иудее, решили отвести в Иерусалимский храм и вверить дальнейшее ее воспитание священникам. Введение в храм было обставлено очень торжественно. Маленькую Марию сопровождали не только все родственники, но также «хор непорочных дев» и даже слышался «хор ангелов небесных». У порога храма процессию встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, окруженный священнослужителями. Он сердечно приветствовал девочку: «Приди, дщерь моя, к тому, кто даровал мне тебя!» Мария, ободренная ласковым приемом, сама поднялась по 15 ступеням высокой лестницы храма, и в этом все увидели знамение Господне. Захария ввел будущую Богоматерь в святая святых – «в ту часть храма, в которую он сам входил раз в году, в день очищения». Тут ее приняли «на попечение и руководство» старшие девы, приставленные к воспитанию девочек, введенных в храм, и Мария стала одной из самых кротких и старательных учениц. Так начались детские годы Марии и ее служение Богу. Наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма: « …почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *